четверг, 6 сентября 2007 г.

Военные тестируют будущие войны на виртуальных клонах

Возможно, ваша реальная жизнь настолько насыщена, что у вас нет времени на параллельную жизнь. Тем не менее, министерство обороны США (МО) скорее всего скоро создаст вашу копию в альтернативном мире, что позволит ему моделировать такие ситуации как, например, прекращение обеспечения вас водой и пищей, или исследовать влияние на ваше поведение телевизионной пропоганды, пугает [1] Марк Баард в The Register.

Итак, МО разрабатывает "параллельную планету Земля" с миллиардами индивидуализированных нодов (node), изображающих каждого мужчину, женщину и ребенка, находящихся по эту сторону линии, разделяющей реальность и "искусственную реальность". Проект осуществляет "Офис оборонного моделирования и симуляции (Defense Modeling and Simulation Office, DMSO), на сайте [2] которого представлены несколько публичных презентаций (ppt, 1.5 Мб [3]).

Эта модель, названная SWS (Sentient World Simulation, что-то типа "Симуляции Сознающего Мира") призвана стать "синтетическим отражением реального мира с автоматической постоянной корректировкой в соответствии с текущей информацией о том, что происходит в этом реальном мире", написано в концепции проекта. SWS представляет собой среду для тестирования "психологических операций" (PSYOP), - говорится в документе, - чтобы военные руководители могли "разработать и испытать различные стратегии, и предвидеть и активно формировать поведение противников, нейтральных сторон и партнеров".

SWS также копирует финансовые учреждения, СМИ, коммунальную и торговую инфраструктуру. Ее разработчики полагают, что применение экономической теории и психологии, позволяет им предсказывать, как человеческие массы будут реагировать на различные стрессы.

"Идея состоит в том, чтобы гененрировать альтернативные сценарии будущего как результат возможного взаимодействия многих сторон", - говорит Алок Чатурведи (Alok Chaturvedi), профессор университета Purdue, соавтор концептуального проекта SWS. Лаборатория Чатурведи разрабатывает "Синтетическую среду анализа и симуляции" (Synthetic Environment for Analysis and Simulations, SEAS) - платформу для SWS. Он также создал коммерческую версию этой платформы, которую продает компания Simulex Inc [4].

Программа SEAS позволяет отбражать объекты и сценарии в текстовом и графическом виде, в том числе на географических картах. Корпорации могут использовать SEAS, чтобы протестировать рынок новых продуктов, говорит Чатурведи. Среди частных клиентов Simulex Inc. - фармацевтический гигант Eli Lilly и подрядчик оборонного ведомства Lockheed Martin. Но правительство США, как представляется, клиент номер один для Simulex Inc. - компания получила миллионы долларов в виде субсидий от военных и Национального научного фонда США на разработку программа SEAS.

Чатурведи сейчас проталкивает SWS в DARPA [5] и обсуждает ее с должностными лицами департамента национальной безопасности США [6], где, как он говорит, идея была одобрена, несмотря на нюансы, связанные с privacy граждан США.

Фактически, департамент национальной безопасности и министерство обороны уже используют программу SEAS для имитации кризисов на территории США. А развитие иракской кампании моделируется в ней на период в восемь лет, до 2015 года. Военные аналитики теперь способны в режиме реального времени моделировать процессы во всех 62-х интересующих их странах, включая Ирак, Афганистан и Китай. Моделирование включает текущие события, результаты переписи населения, экономические показатели и климатические события в реальном мире, наряду с секретной информацией, такой как военные разведданные.

Военные и аналитики от разведки могут вводить в модель фиктивные факторы (например, скачок безработицы) с целью определения их дестабилизирующего воздействия на население. Можно даже "породить" землетрясения или цунами и посмотреть их последствия для социума, говорит Чатурведи.

Использующие программу специалисты отказываются обсуждать детали сценариев, моделируемых для Ирака и Афганистана, но говорят, что программа может помогать, например выбирать позиции снайперов на городских площадях, или представить сценарии, которые могут возникнуть в результате гражданских беспорядков. Моделирование позволяет проанализировать множество показателей и возможных результатов ведения боевых действий в городских условиях, - говорят они, - будущие войны будут асимметричны по характеру, когда "центром тяжести" является население.

Компьютерные модели SEAS для Ирака и Афганистана являются наиболее развитыми и сложными из всех 62-х имеющихся моделей. Каждая содержит около пяти миллионов отдельных узлов, представляющих такие объекты, как больницы, мечети, трубопроводы, а также население. Другие модели гораздо менее подробны, содержат лишь несколько тысяч узлов. А переход к моделированию всего Земного Шара (SWS) будет грандиозной задачей, потребует огромное количество данных, чтобы модели можно было доверять.

Профессор Чатурведи хочет отобразить модель каждого человека на планете, один в один. В настоящее время в моделях 62 стран (SEAS) людей отображают в качестве "композитов", 100 в 1-м ноде (узле). Однако есть организация, которая уже достигла режима отображения 1-в-1: это армия США, которая использует SEAS для выявления потенциальных новобранцев.

Чатурведи настаивает, что речь идет о "неперсонифицированном подобии" каждого отдельного человека, а не о непосредственной идентификации личности. Если имеется информация о вашем дне рождения, должности и о том, есть ли у вас собака, - модель будет отображать "нечто подобное" с той же статистикой, но не с вашим именем. Правда, правительственные учреждения и корпорации могут добавить в модель персональную информацию из своих баз данных, и в своих собственных целях, - признает профессор. А поскольку потребители и так уже оставляют свою личную информацию на множестве сайтов, таких как MySpace и Twitter, то и оттуда она может попадать в модели. Можно представить и другие каналы, по которым персональная информация "добровольно" отдается в подобные моделирующие системы.

Алгоритм SEAS основывается на теориях когнитивных психологов и работах профессора Дэниэла Канемана (из Принстонского университета), одного из основателей поведенческой экономики.

Профессор Чатурведи, как и многие другие разработчики AR (искусственной реальности), также ссылается на работы гуру позитивной психологии Мартина Селигман (Martin Seligman), известного также своей концепции "приобретенной беспомощности" (learned helplessness [7]). На сайте Simulex Inc. вскользь упоминается, что SEAS также включает модели прогнозирования из других областей производства, маркетинга и финансов.

Филипп Либерман, профессор когнитивных и лингвистических исследований в университете Брауна, считает, что SWS все равно не сможет предвидеть все возможности и предсказывать, как будут реагировать люди, находящиеся в состоянии стресса. Другие участники проектов также признали, что абсолютно твердого фундамента для принятия решений никогда не будет. В конце концов, всегда есть парень, который должен просто отдать приказ, это командир, говорят они.